Тематические статьи
Главная » Статьи » Звукозапись

Izotope Ozone.Техника Мастеринга и подробные объяснения.
1-я Часть


Хотя есть много определений для слова «мастеринг», целью этого руководства является «мастеринг», как процесс подготовки Вашего микса для последующего тражирования Вашего CD.
Вообще, понятие мастеринг включает в себя следующие шаги и цели.
Ваша цель состоит в том, чтобы сделать хороший стартовый микс (обычно в форме стерео-файла) и с помощью Озона добавить несколько последних и очень важных штрихов в него.
Думайте об этом процессе, как об конечном шлифовании вашего микса, или как о различии между хорошим звучащим Вашим миксом и профессиональным мастер-миксом. В этом процессе могут участвовать: полосовой эквалайзер, многополосный компрессор, гармонический иксайтер, максимизатор громкости, и т.д. Этот процесс часто упоминается под термином «премастеринг», но мы собираемся называть его, для простоты, мастерингом . Озон был создан, чтобы полностью обеспечить этот шаг процесса: делать тот самый, конечный профессиональный или «коммерческий» звук в проекте, который был Вами смикширован в стерео-файл.

Что такое ОЗОН? - Система Мастеринговых Эффектов

Технически, Озон DirectX плагин, хотя в действительности, Озон имеет несколько модулей для обеспечения полного цикла обработки в процессе мастеринга (или технически более точно «пред-мастеринга», т.к. Озон обеспечивает только обработку, но не прожигание КОМПАКТ-ДИСКА, преобразование файла, и т.д.) В дополнение Озон имеет систему визульных контроля необходимых параметров звука, инструменты для снятия «моментальных снимков» частей Вашего микса, сравнение их и реконструкцию порядка мастеринговых модулей в пределах системы.
64-битовая Звуковая Обработка
При обработке звука Озон может выполнять сотни вычислений с единственным сэмплом звука. В цифровой системе, каждое из этих вычислений имеет конечную точность, ограниченную числом бит, используемых в вычислении. Чтобы избегать грубого округления и ошибок, Озон выполняет каждое вычисление используя 64 бита.

Аналоговое Моделирование

Озон – результат обширного исследования в аналоговом моделировании, то есть создания цифровых алгоритмов обработки, которые подражают характеру аналогового оборудования. В то время как технически невозможно моделировать аналоговое оборудование цифрами 1 и 0, Озон обеспечивает компрессию, эквализацию, и гармонический иксайтинг, которые очень близки к аналоговому оборудованию. Так что же является «характером» аналога? Было много трудов и статей, написанных по этой теме, и мы не уверены, может ли кто-то действительно объяснять поведение аналогового преобразователя полностью. Но по большому счету, аналоговая обработка звука имеет некоторые нелинейные аспекты, которые математик рассмотрел бы как неправильные и не подающиеся математическому анализу, но много людей верят музыкальным звукам лучше, чем математическим формулам. Любой аналоговый эквалайзер, например, применяют маленькую фазовую задержку в обработанном им звуке. Очень легко проектировать цифровой эквалайзер, который не имеет этой задержки. Более точный? Безусловно. Лучше звучащий? Однако нет. Эта проблема становится даже более сложной с компрессорами и так называемым ламповым насыщением, звук, который мы слышим в настоящих ламповых, не транзисторных, гитарных комбиках. Все свойства аналоговых приборов объединяются, чтобы дать музыкальную теплоту, бас, яркость, глубину и полный, приятный звук. Озон разработан, с целью подражать этим характеристикам аналоговых обработок звука.
Измерения и процессинг( DSP)
Некоторые звукорежиссеры не нуждаются в измерительных приборах. Они только должны слышать то, над чем они работают. Они могут слышать звук и знать его частоту, или слышать уровень и знать, когда его нужно компрессировать. Для других, в том числе и для нас, тем не менее, каждый модуль в Озоне комбинирует средства управления обработки звука с визуальной обратной связью через соответствующие приборы измерения. Эквализируя, Вы можете видеть весь спектр сигнала. При компрессии Вы можете видеть сигнал в виде гистограммы уровней. Расширяя стереобазу, Вы можете видеть фазу сигнала. Нет никакой замены Вашим ушей, но думайте об этом как при езде на автомобиле. Когда Вы учились ездить, Вы тратили много времени следя за показаниями спидометра. Через какое-то время, у Вас развивается инстинкт и Вы нуждались в визуальном конроле скорости все меньше и меньше. Но время от времени, Вы все смотрите на спидометр и думаете «Ого, я понятия не имел, что я ехал так быстро «. Используя Озон, Вы так же можете попасть в подобную ситуацию.

Эффективность интерфейса пользователя (UI)


Процесс мастеринга может быть длинным и утомительным. Наверное Вы будете удивлены что. нет никаких кнопок в Озоне. Это – чистое программное обеспечение, не Связанное с парадигмой аппаратных средств ЭВМ прошлых лет. Мы потратили бесчисленные часы, чтобы делать Озон настолько удобным к употреблению, насколько это возможно и он выглядит подобно компрессору 1960 года.

ОСНОВНые установки ДЛЯ МАСТЕРИНГА

Программы и физическое оборудование

Один важный пункт – то, что, в процессе мастеринга Вы обязательно сосредоточите усилия на улучшении вашего микса. Wavelab,Sound Forge и Cool Edit , предназначены для работы со стерео-файлами . Однако, Вы можете обрабатывать Ваш стерео-микс в многоканальном редакторе (SONAR, SAW, Samplitude, Vegas, Cubase, Nuendo, Logic и прочие), как единственный стерео-трек и мастерить таким способом. Мы предостерегаем Вас от выполнения микширования и мастеринга в одном шаге или одним действием, что возможно, например в Samplitude v7. Вы можете использовать Озон, как мастер-эффект в Вашем многоканальном проекте, но… первая практическая проблема состоит в том, что Озон требует большего количества мощности CPU. Программное обеспечение вашего редактора микширует Ваши треки и одновременно пытается управлять Озоном, который отбирает гораздо больше вычислительных ресурсов чем типичный plugin. В такой ситуации у Вашего процессора может зайти ум за разум и машина зависнет. Вторая проблема состоит в том, что Вы соблазнены делать все просто – микшировать, мастерить, переаранжировать, и возможно, даже повторно записывать в той же самой сессии. Это хорошая идея, но не забывайте, что Вы все еще работаете на компьютере и он не так идеален, как железные приборы. Мы рекомендуем в работе разделять пошагово запись/микширование и процесс мастеринга. Сосредоточтесь на общем звуке микса, добейтесь от себя ответа на вопрос «Интересно, как этот синтезатор звучал бы с другим тембром, хорусом? » Только потом делайте микширование в один стерео-файл и, затем, мастерьте отдельным и последним преобразованием Вашей песни.
Мастеринговые Эффекты
В процессе мастеринга, Вы обычно работаете с ограниченным набором определенных эффектов. Компрессоры, лимитеры и модули расширения (экспандеры) используются, чтобы регулировать громкостную динамику всего микса в целом. Чтобы регулировать динамику определенных частот или инструментов (например добавление плотности удара баса или теплоты вокала) требуется многополосный динамический эффект, в противоположность однополосному компрессору, который преобразует весь диапазон частот в миксе. Эквалайзеры используются, чтобы формировать тональный баланс. Ревнрберация может добавлять полный блеск микса, в дополнение к реверберации, которая, возможно, применялась на индивидуальных треках. Эффекты формирования стерео-поля (Stereo Imaging effects) могут регулировать ширину и образ звукового поля. Эффект возбуждения гармоник (Harmonic Exciters) может добавлять присутствие или «яркость» микса. Увеличитель громкости (Loudness Maximizer) может увеличивать громкость микса, одновременно при этом ограничивает пики, предотвращая клипирование (clipping). Эффекты шумоподавления могут произвольно использоваться, чтобы удалить второстепенный шумовой, электрический гул, и т.д. Мы не думаем, что есть один-единственный «правильный» порядок эффектов. В Озоне по умолчанию порядок мастеринговых модулей (путь сигнала в Озоне)

1) Параграфический Эквалайзер (Paragraphic Equalizer )
2) Мастеринговый ревербератор (Mastering Reverb )
3) Многополосная динамическая обработка (Multiband Dynamics )
4) Многополосное устройство возбуждения гармоник (Multiband Harmonic Exciter)
5) Многополосный расширитель стереобазы (Multiband Stereo Imaging)
6) Усилитель громкости. (Loudness Maximizer)

Вышеприведенная последовательность – только наше предложение, основанное на методе и алгоритме с которыми мы работаем.
Этот порядок может быть Вами изменен. Фактически, Вы можете экспериментировать с различными вариантами пути сигнала. Единственное исключение во всех случаях, которые мы можем рекомендовать – то, что, если Вы используете Loudness Maximizer , то он должен быть помещен последним в цепи.
СЕМЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВО ВРЕМЯ МАСТЕРИНГА
Прежде чем Вы погрузитесь в сессию мастеринга, прочтите семь правил, которые нужно периодически вспоминать.
1) Найдите товарища, который может также мастерить Ваши миксы. Конечно,в большинстве проектных студий, один тот же самый человек является и исполнителем,и производителем, и мастеринговым инженером, и даже продюсером в одном лице. Но, по крайней мере, заставьте кого-то еще слушать с Вами микс и итог обработки. Или найдите кого-то, кто будет мастерить Вашими миксы, а Вы можете делать анологично и для него. Запомните, Вы всегда слишком близки к вашей собственной музыке. Вы будете слышать вещи, другие слушатели не будут их слышать, и Вы будете пропускать вещи, которые каждый услышит.
2) Делайте перерывы и слушайте другие компакт-диски. Освежите ваши уши другим материалом .
3) Переместите Ваше положение во время прослушивания. Студийные мониторы очень направлены. Звук может изменяться значительно в зависимости от Вашей позиции. Пройдитесь поперек комнаты, послушайте звук с разных точек.
4) Слушайте на других колонках и системах. Сделайте CD с несколькими различными вариантами и прослушайте на Вашей бытовой стереофонической системе, или в Вашем автомобиле. Не отмечайте звук по определенным различиям, но запомните общее в звуке Вашего микса на разных системах.
5) Проверить, как микс звучит в моно. Проверьте, как это звучит с полярностью, перевернутой на одном канале. Люди, возможно, будут слушать Ваш микс и таким способом Вы подтвердите свое умение как звуковой инженер. Озон обеспечивает быструю проверку моно-совместимости, щелкая на кнопке Channel Ops. Вы можете быстро переключать микс в моно режим, переключить левый и правый динамики и их полярность.
20090826-002404
6) Слушайте Монитор в нормальных уровнях громкости, но периодически проверяет микс в более высоком уровне. Когда Вы слушаете на малых и средних уровнях, Вы имеете тенденцию слышать большее количество средних частот (где ухо наиболее чувствительно) и меньшее количество низов и высоких. Это связано с так называемым эффектом Fletcher-Munson, согласно которому различные частоты слышатся по-другому в зависимости от уровня громости воспроизведения.
7) Когда Вы думаете, что все сделано, ложитесь спать и послушайте микс снова следующим утром.

Эквализация (EQ)

Разумная отправная точка, при мастеринге – EQ. В то время как большинство людей понимает, как эквалайзеры работают и что они могут делать, тем не менее не всегда легко отбалансировать микс в одно целое.
Какова Цель EQ в процессе Мастеринга?
Когда мы пробуем заставлять наш микс звучать хорошо, мы пытаемся привести все под «тональный баланс». Наверняка для каждого инструмента Вы специально подбирали EQ и сделали это в течение подготовки и объединения всех треков в один микс, так что мы только пробуем формировать полный звук что заставить его звучать более натурально. Иногда это легче сказать, чем сделать, но есть некоторые общие методы, которые Вы можете использовать, чтобы получить приличный тональный баланс.
Принципы EQ
Здесь мы приведем основной обзор принципов эквализации перед погружением в эту науку. Есть много различных типов эквалайзеров, но они, как предполагается, повышают или увеличивают определенные частоты или диапазоны частот. В центре нашего внимания будут параметрические эквалайзеры, которые обеспечивают самый большой уровень контроля для каждого диапазона частот. Параметрические эквалайзеры обычно составляются из нескольких диапазонов (bands) или полос. Диапазон EQ это отдельный фильтр. Вы можете использовать каждую полосу, чтобы повысить или понизить частоты в пределах ее диапазона. Объединяя полосы Вы можете создавать фактически бесконечное число форм EQ. Рис. ниже показывает экран эквалайзера в Озоне, но принципы те же самые для большинства параметрических эквалайзеров. Есть 8 наборов стрелок, которые представляют 8 полос. Одна полоса выбрана на частоте в области 3753 гц и уменьшена до -3.5 dB. Яркая красная кривая показывает общий эффект всех частотных диапазонов. Более темная красная кривая показывает кривую отдельного диапазона полосы, которая выбрана курсором.
20090826-002502
Мы не будем вдаваться в подробности регулировки параметров параметрического эквалайзера – это остается в в нашем предположении о Вашей осведомленности.
Также опускаем варианты управления эквалайзером – это достаточно просто и легко. Ну а если Вам легче оперировить цифрами, а не наглядным графическим изображением, это также предусмотрено в Озоне.

Начнем коррекцию с «Середины» Микса
Слушайте и пробуйте идентифицировать любые проблемы, которые Вы слышите. Начните со средних частот (вокалы, гитара, клавишные, и т.д.) так, как это будет типично представлять «сердце и душу песни». Это звучит «слишком грязно, невнятно»?
Слишком носовой или бочковый звук?
Слишком резкий звук?
Сравните микс с другой песней, или коммерческим CD. Практически все ошибки можно отразить в следующих примерах:
• Звучит слишком грязно, невнятно?
Попытайтесь подрезать диапазон от 100 до 300 гц (полоса 2 в Озоне установлена на 180 гц по умолчанию). Уменьшайте только на несколько dB, если это не помогает – ищите ошибку в сведении.
• Звук носовой или как из бочки?
Уменьшайте диапазон между от 250 до 1000 гц. (полоса 3 в Озоне установлена по умолчанию в 520 гц для этой цели) и опять помните – регулируйте в пределах 3-6 dB, создание сложных и крутых графиков говорит только об ошибке на стадии сведения или записи.
• Звук слишком резкий?
Это может быть вызвано частотами в диапазоне от 1000 до 3000 гц. Пробуйте прибрать эту полосу этот диапазон на несколько dB. (полоса 4 в Озоне установлена на 1820 гц для этой цели)
Хотелось бы надеяться,что используя одну или две полосы в вышеуказанных областях даст Вам улучшение звучания средних частот. Помните, что Вы можете использовать сочетание Alt+click , чтобы выделить только определенный(ые) диапазон (ы) и их услышать. Другая техника применяемая в некоторых случаях предполагает сначала повышение какого либо диапазона, чтобы выдвинуть таким образом на первый план эту область спектра и затем уменьшаяя эту область, полностью сосредоточась и слушая проблемы в ней.
Вы получите наиболее естественный звук, используя широкие полосы (коэф. Q меньше чем 1.0). Если Вы используете слишком узкий фильтр, или слишком большие значения регулировок в dB, или убедитесь, что все попытки рулить эквалайзер в миксе ни к чему не приводят – возвратитесь к индивидуальным трекам и пробуйте найти и изолировать причину там. Запомните также, чем шире полоса, тем меньшее количество db Вы должны оспользовать для регулировки.
Кроме того, ваши уши быстро привыкают к изменениям EQ. Вы можете повышать больше чем необходимый уровень, чтобы слышать различие. Используйте окно History (щелчок на кнопке History) чтобы возвратиться к параметрам вносимых Вами изменений.
20090826-002613
При сравнении различия до и после того, как ряд тонких изменений в EQ может помогать предотвращать Вас от грубых повышений или уменьшений уровней в полосах.
Бас
В сравнении вашего микса с коммерческим миксами на этой стадии Вы, вероятно, будете соблазнены повысить бас, используя эквалайзер. Сопротивляйтесь искушению. Не волнуйтесь, Ваш микс получит тот необходимый низкий ударный звук, но мы будем делать это, используя многополосную компрессию на другом этапе нашего мастеринга. Считаем, что разумно использовать EQ в качестве фильтра ниже 30-40 Гц. Пуристы могли бы находить этот тревожным, как же, мы ведь можем слышать до 20
Гц и некоторая музыкальная информация может быть потеряна. Типично, люди считают, что «бас» хоть находится в области 50-100 Гц, но… звук в районе 20-40 Гц как правило можно плавно скатить до уровня 0 db. Выгода этого действия в том, что Вы можете удалять бесполезный низкочастотный рокот и шум, который мог бы перегружать Ваши уровни.
20090826-002725
Имейте в виду, что для баса, впрочем как и любого изменения EQ в этом отношении, каждое действие имеет противоположную реакцию. Если Вы увеличиваете одну частоту, Вы можете маскировать другую частоту. Обратная сторона в этой «медали» – уменьшение одной частоты может быть воспринято как повышение другой частоты. Каждое изменение в эквализации, которое Вы делаете, может затрагивать восприятие полного тонального баланса целого микса.
Бас-гитары и бас-бочка могут охватывать широкий диапазон частот. Если «бум» бас-барабана может быть сосредоточен вокруг 100 гц, но атака обычно находится в области 1000-3000 Гц.
Поэтому иногда Вы можете получить более остро звучащий «басовый» звук, сосредотачиваясь на более высокой частоте атаки, в противоположность участку на уровне 100 гц, которая может причинять «грязь». С другой стороны, если Вы хотите добавить, что от стиля «хип-хоп» в басе, попробуйте задрать пик на уровне 50-60 Гц, как показано на рис
20090826-002832
Высокие.
Наконец, слушаем высокие частоты в миксе.
- Не удивляйтесь, если при сравнении Вашего микса с компакт-диском Ваши звуки будут, немного унылыми или приглушенными. Вы можете компенсировать это, повышая высокие частоты, с малым Q (широкий диапазон частот) в диапазоне около 12-15 кГц. Но есть другая альтернатива, не меняйте ничего в эквалайзере и добавьте, звонкости и яркости, используя многополосное гармоническое устройство возбуждения гармоник.
- Будьте осторожны повышая на уровне 6000-8000 Гц. Вы можете добавлять некоторый эффект «присутствия» в этой области, но Вы можете также вобнаруживать раздражающие шипение или звук «сссс» в вокале. ( см. секцию на многополосной динамике для «de–essing» или контроле sibilance)
- Шумоподавление – огромная тема сам по себе, но Вы можете иногда уменьшать посторонний шум ленты или другой шум, сокращая высокие частоты от 6000 до 10000 гц. (Вы можете удалять или уменьшать шум, используя многополосный gating, или соответствующие инструменты шумоподавления от третих производителей)
- Общеприятный тональный баланс – спектр высокой частоты, который «скатывается» постепенно
20090826-002932
Обратите внимание на «рисунок» спектра, это изображение – закон которому подчиняются практически все коммерческие миксы. Песня, используемая в этом случае была "Hate to Lose Your Loving” исполняемая Little Feat, но если Вы имеете Озон, пробуйтет анализировать несколько компакт-дисков, и Вы будете вероятно поражены тем, как их частоты следуют за тем же самым наклоном.
Эта линия настолько характерна, что мы ее включали в Озон. Если ее нет на Вашем дисплее, щелкните на кнопке Snapshots в экране EQ и выбрите «6 dB guide». Налонная желтая линия т появляться как гид, как эталон сравнения высоких частот Вашего микса.
EQ с Визуальной Обратной связью
Спектральный анализатор – основное усторойство, дающее нам видеть и слышать звук одновременно. Это развивает нашу способность определить на слух область тех или иных частот и это весьма полезно в работе звукорежиссера.
Что показывает анализатор в Озоне: зеленая линия представляет спектр или FFT, расчитаный в в режиме реального времени, в пределах 20 гц – 20 кГц, диапазон человеческого слуха.
20090826-003047
Пики по спектру представляют доминантовые частоты. В случае вышеуказанной песни, Вы можете видеть падение на частотах между 20 и 160 гц, которому можно было бы давать компенсацию, используя низкую частоту на EQ или применять компрессию баса.
Преобразование звука в рисунок спектра предполагает несколько режимов. Наиболее типичные выборы относительно этих вычислений:
Контроль пиков: Позволяет Вам показывать и держать пики в спектре. (Заметьте, что в Озоне Вы можете сбросить картинку данного пика, щелкая на изображении спектра).
Среднее число или режим реального времени: Если Вы обеспокоены пиками или узким диапазоном частот, Вы можете управлять спектром в режиме реального времени. Для сравнения миксов и визуализации полного тонального баланса, выберите этот режим.
FFT Размер: Без привлечения математики для понимания этого процесса просто запомните: чем выше размер FFT, тем большую точность частоты дает Вам Озон. Размер FFT равный 4096 – достаточный выбор, хотя Вы можете установить его большим значением, если Вы хотите лучшее разрешение, особенно удобно для работы на более низких частотах.
Overlap and Window: Это – опции выбора. Вообще Overlap равный 50 % и Window в режиме Hamming дают хорошие результаты.

Резюме:
1) Пробуйте уменьшить сигнал в данной частотной полосе вместо повышения его.
2) Сокращение или повышение больше чем 5 dB означают, что Вы вероятно имеете проблему, которую Вы не можете ликвидировать в миксе. Возвратитесь к многоканальному сведению.
3) Используйте минимальное количество полос, насколько возможно
4) Используйте нежные наклоны параграфической кривой (широкий диапазон частот, низкий Q)
5) Приберите все ниже 30 гц, чтобы избавиться от рокота низкой частоты и шума этого диапазона.
6) Пробуйте использовать басовую динамику (то есть многополосную компрессию) вместо поднятия низов на EQ, если Вы хотите добавлять «мяса» в микс.
7) Пробуйте выделить инструмент (ы), повышая уровень частот их атаки или гармонические частоты инструмента, вместо повышения их фундаментальной «самой низкой» частоты. Если Вы пытаетесь только выделить основные частоты каждого инструмента, Ваш микс будет только звучать подобно грязи.
Пробовать использовать многополосное гармоническое возбуждение вместо увеличения доли высоких частот на EQ, чтобы добавить, яркости и звенкости. Хотя этот совет, подобно всему в этом руководсте -не является догмой, является вполне субъективным и относительным. Сравните гармоническое возбуждение с эффектом нежного наклонного повышения EQ вокруг 12-15 кГц.
9) Использовать ваши уши и ваши глаза. Сравнитесь с другими миксами, используя оба органа чувств.

МАСТЕРИНГОВЫЙ РЕВЕРБЕРАТОР

Какова Цель реверберации при мастеринге?
Если Вы сделали хорошую, на ваш взгляд, реверберацию на индивидуальных треках, в результате имеете связную общую картину. Здесь нет смысла добавлять любой дополнительный ревербератор к конечному миксу. Однако в некоторых случаях, небольшой мастеринговый ревер может добавлять окончательный смысл в общей картине. Например:
1) Запись, сделанная «вживую» в таком акустическом месте, что может иметь неприятные затухания или гул комнаты. В этом случае, оболочка ревербератора в окончателном миксе может помочь сгладить многие проблемы акустики помещения.
2) Короткая реверберация может добавлять чувство объемности в миксе. В этом случае, Вы не пробуете добавлять заметный объем в миксе, но вместо этого создаете короткий ревер с небольшим уровнем который дополняет звуки микса.
3) В некоторых случаях, нет чувства просранственной связи в миксе. Каждый трек или инструмент вроде бы имеет его собственное место, но они не кажутся звучащими вместе. Мастеринговый ревер может использоваться как «лак» в этом случае, чтобы смешать вместе треки.
Принципы реверберации
В самом простом смысле, ревербератор моделирует отражения звука от стен, создавая плотное эхо или задержки первоначального сигнала. Так как стены поглощают звук через какое-то время, задержки или отражения отстают во времени достижения наших ушей. Кроме того, поскольку сигнал задержан или отражен через какое-то время, число отражений увеличивается эхо, но уровень этих отражений уменьшается и Вы слышите «вымываемый» звук, в противоположность индивидуальному эхо.
Есть много типов ревербераторов: пластинные, пружинные , реверсивные и т.н. воротные (gated). В контексте мастеринга, мы ( команда iZotope) имеем тенденцию определять ревербераторы в две категории: Студииный и Акустический. Это – не техническое определение, хотя есть и такая классификаций. Акустический ревер моделирует реальное акустическое пространство. Для размещения индивидуальных исполнителей ( или треков) в такой реально-виртуальной комнате или пространстве, подобные ревера – превосходный выбор. Вы можете ясно слышать » ранние отражения » от первоначального сигнала, отзывающегося эхом от самых близких стен, и распадающийся в место с более поздними отражениями. Вы также имеете точное «расположение» инструмента (трека) в Вашем помещении. Студийные ревера, с другой стороны – искусственные модели пространства, и хотя они не могут звучать так же естественно, как акустические ревера, они используются очень часто в коммерческих студиях. Звучат ли студийные ревера подобно реальным пространствам? Нет. Они лишь создают собственный эффект и они дают полное или «пышное» и красивое окружение песне. Вы не рисуете картину из пространственного расположения музыкантов, играющих в реальном акустическом месте, но вместо наполняете пространством микс или трэк.
Использование реверберации в Озоне
Озон предоставляет «студийный» ревербератор, использующий 64-битовый алгоритм, разработанный , чтобы создавать «толстый» и плотный звук. Ревербератор был разработан, с минимально-необходимыми средствами управления для оптимизации работы. Нет никаких специальных эффектов в управлении ревером, которые могли бы быть удобными для индивидуальных треков, но не для уже готового микса. Считайте этот ревер как «покрытие» для реверберации смикшированных треков. Лучший способ услышать звук ревера в Озоне – это загрузить песню, солировать модуль ревера (так что Вы будет слушать только его эффект).
20090826-003159
Прежде всего, поднимите регулятор WET. Который управляет количеством реверберации, которое смешивается в ваш микс. Регулируйте это к удобному Вам уровню.
Room Size
В «акустическом» смысле, этот параметр управляет размером виртуальной комнаты, куда помещается Ваш микс. Но учитывая, что наш «студийный» ревер звучит не совсем аналогично реальной комнате, возможно, более точным техническим определением было бы «время затухания». Разумеется, большие значения дают более длинное время реверберации.
- Если Вы желаете «полировать» ревером микс, то вероятно попробуете звук в диапазоне от 0.3 до 0.6. Общий совет – если ваш микс уже имеет реверберацию на индивидуальных треках (и Вы планировали, что это вероятно будет слышно в конечном миксе) пробуйте установить размер пространства ревера Озона слегка более длинно чем ревер на первоначальных треках (конечно, если Вы помните эти данные). Вы можете всегда регулировать уровень мастерингового ревера слайдером WET, и более длинное время затухания на Вашем миксе совместит звуки реверов вместе, что по идее должно улучшить качество микса. Как правило, мы используем значения WET в диапазоне 5-15 (при этом DRY равен 100)
- Другой интересный эффект, можно получить используя маленький размер виртуальной комнаты, где-нибудь от 0.1 до 0.3, и если поднимите WET слайдер немного больше к 20 или 30. В некоторых случаях это может создавать более полный звук, добавляя короткую реверберацию или дублируя микс. Но это может также делать некоторые миксы ужасными! Есть смысл оставить ширину комнаты около 1.0, если Вы используете этот эффект, так как распространение очень короткой реверберации не было бы естественно.
Room Width
Мастеринговый ревер Озона – разумеется стерео ревербератор. И он не возвращает тот же самый реверберированный сигнал в левом и правом каналах, это звучало бы неестественно. Вместо этого, этот ревер создает просторный, «разбросанный» звук, возвращаясь слегка различным сигналом в левый и правый каналы. Ползунок Room Width позволяет Вам управлять этим различием. В «акустическом» смысле, Вы слышите это как ширина пространства или, по крайней мере, ширина сигнала реверберации.
- В большинстве случаев, достаточно использовать диапазон Room Width от 1.0 до 2.0.
- Увеличивая Room Width , Вы услышите большее количество реверберации. Тогда пробуйте уменьшить количество Room Size . Это может бы казаться противоинтуитивным, но давайте это послушаем: например если Вы поднимите Room Width до 3.0 Вы будете слышать то, что мы подразумеваем. Идеальный баланс, ну, по крайней мере,баланс между этими двумя регуляторами.
Damping
В реальной комнате (пространстве), звук постепенно затухает. Но не все частоты затухают одинаковой скоростью из-за поглотительных характеристик стен виртуального пространства. Различные стенные материалы имеют различные поглотительные свойства, и контроль Damping позволяет Вам управлять характеристиками затухания высоких частот сигнала. Низкие назначения будут давать яркое звучание ревера. Более высокие – менее ярки. Мы используем Озон на уровнях Damping от 0.5 до 0.8.
Частотный баланс реверберации.
High and Low Cutoffs (ВЧ и НЧ фильтр)
Вы, возможно, заметили, что наш мастеринговый ревер имеет спектр с двумя вертикальными линиями (см рис). Эти вертикальные линии – не одно и то же что мы имеем на многополосном модуле, он только управляет обрезкой частоты сигнала ревера в этом модуле. Вы можете тянуть линии налево или право изменять диапазон частот отраженного сигнала, который возвращается и смешивается с Вашим миксом. Область между линиями и будет диапазоном сигнала ревера.
Обратите внимание: Поскольку Вы перетаскиваете эти линии, подождите пару секунд, чтобы позволить фильтрам полностью обработать сигнал. Озон использует аналоговое моделирование фильтров обрезки, и требуется секунда или два после того, как Вы переместите линии, чтобы слышать полностью обработанный результат.
20090826-003341
Так, как же лучше установить фильтр среза? Напомним, мастеринговый ревер в Озоне имеет собственное затухание высоких частот в соответствии с нашей установкой, так что Вы не обязательно должны «подбирать» высокие частоты самостоятельно. В то же время, перемещая правую линию налево Вы может забирать некоторую «металлическую часть» из отражений, а перемещая левую линию направо можно убирать часть грохота в отраженом звуке.
Мы обычно начинаем с 100 гц слева и 5 кГц справа. Если мы слышим «sibilance» (слишком много «ssss’s», и «shhh’s») в вокале, мы перемещаем влево правую линию до 2 кГц, т.к. обработанный ревербератором сигнал высокой частоты может подчеркивать эти артефакты.
Общие советы по применению ревербератора при мастеринге.
Подобно любому эффекту, легко переусердствовать с реверберацией.

– Выключайте мастеринговый ревер время от времени, чтобы проверить, как действительно звучит «сухой» микс . Помните, что ревер должен ОЩУЩАТСЯ, а не слышаться в миксе ( и это справедливо не только для процесса мастеринга).
.-Если Вы хотите дать больше ревера, имеете в виду, что Вы имеете несколько вариантов выбора. Вы можете увеличивать WET (уровень ревера, смешанного с Вашим миксом), но Вы можете увеличивать размер виртуального пространства (длина ревера). Вы можете увеличивать ширину виртуального пространства. Регулируйте каждый параметр поотдельности, не забудьте, чтоу Вас в арсенале есть окно History (или A/B/C/D) чтобы определить, какой параметр был наиболее эффективен.
- Вы можете изменить место в цепи мастеринга, где применяется ревер. По умолчанию, он стоит перед многополосными модулями. Пробуйте поместить его после модуля многополосой компрессии для различного эффекта. Вместо сжатия реверберированного сигнала, Вы будете добавлять некоторый ревер уже к сжатому сигналу. Возможно Вам понравится звук компрессированного микса , но с некоторым некомпрессированным «воздухом» на вершине сооружения.
- Сравните с коммерческими песнями. Конечно, многое зависит от звука, которого Вы хотите добиться.
- Если Вы применяете широкий ревер ( значение room width между от 2.0 до 3.0) следите за фазировкой, использует Ops (особенно моно выключатель) чтобы проверить, не разваливается ли микс в монорежиме.

 

Категория: Звукозапись | Добавил: VITAL (04 Май 2011) | Автор: Виталий Соляник W
Просмотров: 16475 | Теги: IZotope Ozone, техника мастеринга, мастеринг | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
© Виталий Соляник, 2011-2017. Все права защищены.
   Яндекс.Метрика
Закрыть
Хостинг от uCoz